Песок для дорожного строительства
Песок – сыпучий, нерудный материал, применяемый в дорожном строительстве. Безопасность, срок службы дорожного полотна зависит от качества применяемого сырья. Песок выполняет функцию подушки, на которую укладывается полотно. Он создает надежную амортизацию, частично осушает дорогу.
Требования к возведению магистралей установлены в ГОСТ 8736-2014. Строительство трассы состоит из нескольких этапов – подготовка основания, засыпка слоев, монтаж дополнительных слоев, укладка верхнего покрытия. Точное соблюдение этапов, применение качественных составляющих влияют на уровень износоустойчивости дороги.
Песок для дорожного строительства – виды
Возведение дороги предполагает наличие насыпи, подушки, которые создаются при помощи песка. При возведении дорог данный материал применяется в большом количестве. Он доставляется на объект самосвалами, самосвальными полуприцепами. При выборе песка для строительства магистралей учитывают такой фактор, как зернистость. Материал может быть очень мелкой, мелкой, средней и крупной зернистости. Мелкие фракции крайне редко применяются при возведении дорожного полотна. Также при выборе сырья учитывают уровень устойчивости к агрессивным факторам. Качественная песочная смесь отличается следующими преимуществами:
- высокий уровень морозоустойчивости;
- износоустойчивость;
- экологичность;
- высокая плотность.
Материал добывается гидромеханическим путем. Модуль крупности составляет 1,7 — 2,5 мм. Сырье содержит много глинистых и алевритовых частиц. Их содержание снижает риск проседания полотна. Покрытие не будет деформироваться под воздействием нагрузки. При возведении магистралей применяется речной или карьерный песок.
Речной песок
Песок, добываемый со дна реки, имеет характерную форму зерен. Они круглые и поэтому при засыпке не склеиваются друг с другом. В ходе работы получаются ровные гравитационные формы. Коэффициент фильтрации воды высокий. Количество примесей у материала минимально.
Речной песок выбирается с учетом конструктивных особенностей дорожного покрытия. Материал незаменим для создания песчано-гравийной подушки, обустройства дренажных систем, асфальтобетонного основания. По своим показателям материал выигрывает у карьерного песка.
Карьерный песок
Песок, добываемый на карьере, имеет иную форму крупинок. Данное сырье представляет собой обломки скал. Форма зёрен угловатая, острая. Это обеспечивает хорошее сцепление частиц друг с другом. При засыпке это способствует появлению пустот воздуха.
Подбор модуля крупности
Свойства подушки и дренажа зависят от правильного подбора модуля крупности. Зачастую отдается предпочтение материалу речного происхождения с модулем в пределах 1,7 — 2,2 мм. Это средний модуль крупности. Важно, чтобы в составе не было глинистых включений. При попадании воды и наличии глины свойства сырья могут измениться. Итог – деформация полотна.
Песок подвозится к месту работу крупными партиями. С целью сохранения затрат необходимо предусмотреть склады для промежуточного хранения песка. Рекомендуется заключать договоры с поставщиками, которые могут поставлять материал собственным транспортом. При возведении полотна нужны сотни тысяч тонн песка. Правильная логистика, грамотный расчет объема позволят минимизировать расходы.