Что такое расклинцовка щебня?
Чтобы дорожное покрытие получилось качественным, долго служило, надо тщательно подготовить подушку — фундамент, поверх которого кладется асфальт. Основным стройматериалом здесь выступает щебень. Чтобы сделать из него устойчивое ложе, используют технологию расклинцовки. Для проведения процедуры понадобится только песок и щебенка, причем разных фракций.
Особенности расклинцовки
Технология подразумевает укладку нескольких слоев щебенки с их поочередной трамбовкой. Обычно используют стройматериал фракцией 5 – 70 мм, но иногда в ход идет более крупный камень размером до 120 мм. Задача расклинцовки: минимизация количества пустот между камнями, их уплотнение. Образуемая подушка получается стойкой к внешним факторам (осадки, давление от транспортных средств), внутренним воздействиям (смещение почвы, скачки влажности, температур).
Смысл применения камней разной фракции в том, что при трамбовке более мелкие «заклинивают» крупные. Готовый фундамент получается монолитным, устойчивым к давлению, а также упругим, что важно для компенсации нагрузок. Дорожные покрытия, возводимые без применения расклинцовки, быстро портятся, так как в пустоты между камнями попадает вода, которая на морозе замерзает и расширяется.
Как делают расклинцовку щебня?
Казалось бы, что сложного — высыпал щебенку, затем проехался по ней, чтобы слой уплотнился, выровнялся. Но если так делать, готовое покрытие не прослужит даже год, начнет трескаться, местами проседать, вспучиваться. При выполнении расклинцовки учитывают конкретные правила. Условно технология предполагает три этапа:
- Подготовка грунта. Землю очищают от загрязнений, булыжников, веток, корней, тщательно выравнивают. Если надо, роют котлован или делают насыпь под будущую дорогу, стройплощадку. После поверх грунта стелют геотекстиль — тканое или нетканое полотно. Оно необходимо для армирования земли, предотвращения эрозии почвы, создания гидроизоляции. Затем поверх высыпают песок слоем толщиной 10 – 50 см.
- Засыпка, трамбовка щебенки. Каждую фракцию засыпают отдельно. Первой идет крупная, затем средняя и мелкая. Каждый слой подвергается увлажнению водой и трамбовке катком не меньше десяти раз. Увлажняют щебень, чтобы снизить силу трения, его нагрев. Трамбовать перестают, когда щебенка дальше не «усаживается», а покрытие не двигается.
- Проверка качества. Для выяснения, что получившийся фундамент надёжен, покрытие тестируют плотномером — устройством, работающим по принципу динамического зондирования. Им определяют степень усадки щебенки. Качество подушки отслеживают после трамбовки каждой фракции стройматериала.
Это обязательные этапы технологии расклинцовки. Их может быть больше или меньше, что определяется особенностями рельефа, земли, погодными условиями и иными моментами.
Где нужна расклинцовка?
Везде, где стоит задача — создать плотную щебеночную подушку в качестве основания. Обязательно такие работы проводят, когда:
- возводят фундаменты каменных, железобетонных, металлоконструкций;
- обустраивают взлетно-посадочные полосы на аэродромах;
- обустраивают дорожные полотна при строительстве автомагистралей;
- устанавливают ж/д-пути.
Расклинцовка актуальна также в частном секторе, например, когда делают фундамент дома, подъезд к участку, гаражу. Технология более простая, быстрая и дешевая, если сравнивать с заливкой основания бетоном.